В Украине хотят ввести платный проезд на дорогах: с кого будут брать деньги

В Украине хотят ввести платный проезд на дорогах: с кого будут брать деньги
В Украине хотят ввести платный проезд на дорогах: с кого будут брать деньги
Сьогодні, 11:30

Владельцы некоторых видов транспорта должны будут платить за пользование дорогами

В Украине могут появиться платные дороги. Законопроекты с такими нововведениями №3545 и №3544 уже зарегистрировали в Раде. В них предлагается брать деньги с владельцев грузовиков.

“Укравтодор” таким образом решил получать дополнительное финансирование на поддержание состояния дорог в рабочем состоянии.

Куда пойдут деньги
Так, сейчас дороги ремонтируют и строят за счет средств из Дорожного фонда, который пополняется из акциза и таможенных сборов на горючее, автомобили, шины, а также штрафами за нарушение ПДД. В этом году на дороги планируют потратить 69,7 млрд грн. Но в правительстве говорят, что этого мало. Ведь в планы на пять лет входит ремонт 24 тыс. км дорог, в этом году хотят построить 4,2 тыс. км, пишет Сегодня.

Почему именно грузовики
Авторы законопроектов ссылаются на исследования, что грузовики изнашивают дороги в 50 тысяч раз больше, чем легковушки. И в системе налогообложения эта разница не учитывается.

  За минулу добу на Житомирщині зареєстровано 9 смертей від коронавірусу

“Чтобы отремонтировать 4000 км дорог, кроме средств Дорожного фонда, в этом году привлекли 19,3 млрд кредитов и 35 млрд грн, выигранных Украиной у “Газпрома”. В ином случае “Укравтодор” не мог бы рассчитывать на ремонт 4000 км. Поэтому дальше надо решать вопрос финансирования или повышением акциза, или введением платы за проезд для грузовиков”, – рассказал Артем Безуглый, директор Государственного дорожного научно-исследовательского института им. М.П. Шульгина.

К слову, такая практика давно уже введена в ряде стран Европейского Союза – Чехии, Польше, Словакии, Латвии и Турции. Там тариф от 2,2 до 11 грн за километр дороги. Все зависит от того, какого класса дорога, времени проезда, веса транспортного средства и прочих критериев.

Беларусь ввела плату для грузовиков еще в 2013-м для всех авто массой более 3,5 тонны. После прохождения специальных рамок взимается плата. Таких дорог у соседей 1787 километров.

Интересно, что еще в 2015-м “Укравтодор” инициировал подобный законопроект. Им предполагалось взимать плату за грузовики тяжелее 12 тонн. Но проект депутаты отклонили после того, как он год пролежал на рассмотрении.

  За минулу добу на Житомирщині зареєстровано 11 смертей від коронавірусної інфекції

Кроме того, требование о платных дорогах – одно из условий Соглашения об ассоциации Украины с ЕС.

Для каких грузовиков проезд могут сделать платным

Законопроекты предлагают брать деньги с грузовиков весом свыше 12 тонн. Оплата будет собираться через спутниковые технологии (систем GNSS). А на дорогах установят специальное оборудование, что будет считывать с грузовиков данные (авто весом более 12 тонн будут оснащены спецустройствами).

Если норма будет нарушена, перевозчику грозит штраф 8500 грн, а водителю – 3220. Повторно водителя могут оштрафовать уже на 6460 грн. Тариф на проезд, перечень дорог пока не установлены в проекте закона. Но предполагается, что это будет около 1-3 грн за километр дороги.

Если законопроект примут, то изменения вступят в силу уже с 1 января 2021-го. Но до 2023 – по законопроекту №3544 – за проезд по украинским дорогам будут платить только иностранные грузовые авто. А вот второй законопроект – №3545 – предполагает брать плату сразу для всех грузовиков, чей вес превышает 12 тонн.

  Де у Житомирі 13 листопада не буде світла та води

Специалисты говорят, что норма в 12 тонн со временем будет снижаться. К примеру, в Германии начали с 12 тонн, а затем минимально допустимый вес снизился до 3 тонн.

Уже в этом году планируют в 15 областях установить 23 комплекса контроля веса на дорогах во время движения – Weight-in-Motion (WiM). Пока что WiM работают только на въездах в Киев.