10 рекомендаций Минздрава школам и как их выполнить

10 рекомендаций Минздрава школам и как их выполнить

10 рекомендаций Минздрава школам и как их выполнить

Сьогодні, 18:59

Через 10 дней школы откроют свои двери для учеников, если эпидемиологическая обстановка позволит. Из-за карантинных ограничений организация учебного процесса в корне меняется, и как обезопасить детей и при этом дать знания, по большому счету должны решать администрации учреждений. Мы расспросили директоров пяти школ, из разных регионов страны, как они планируют выполнять рекомендации Минздрава.

10 рекомендаций Минздрава школам и как их выполнить

Рекомендация №1: Заходить в школу только в защитной маске и носить ее вне классов

По словам главного санитарного врача Виктора Ляшко, это правило будет обязательным для всех. Школьники можно будет снять ее в классе, а вот учителям пока нет. Более того, педагогам рекомендуется надевать во время занятий защитный щиток. Насколько это реально?

– Все прекрасно понимают, что защитный щиток стоит 70-80 гривен. Мы принимали ВНО, поэтому они у нас есть, 15 штук. Но мы их будем давать исключительно для медиков и дежурного администратора, который будет встречать детей. Потому что закупить их для всех учителей, а у нас коллектив – 150 человек, мы не можем. К слову, нам дали на школу всего 900 медицинских масок, нам этого хватит по-хорошему дня на два. Мы решили выйти из ситуации по-своему. Решили с коллегами пошить многоразовые маски разных цветов. Утором надеваем маску серую, в 11 утра меняем на оливковую, в два часа дня – на голубую. Мы уже подготовили лекало, ткань. Это удобно и экологично: вечером постирал, высушил, погладил, утром взял в школу. У нас и голосовые оповещения будут, мол, меняем маску один на вторую. Обсудили эту идею с родителями, чтобы дети себе на уроках труда пошили себе такие же маски. – думает Алевтина Багинская, директор киевской гимназии №34.

– Очень надеюсь, что мы не перейдем в “красную” зону – дети и родители соскучились по живому общению, по школе, пусть даже с масками и ограничениями. Главное – уберечь детей, – считает Александра Демкура, директор школы пгт Гусятин Тернопольской области. – Сейчас стоит вопрос закупки для техсотрудников и педагогического состава масок, которые должны меняться каждые три часа.

Рекомендация №2: Сделать гибкий график, развести потоки учеников

Это самая значительная часть работы, говорят директора, ведь, чтобы развести детей, которых в школе может быть и тысяча, надо полностью перестроить график занятий и режим обучения. Главный санврач считает, что это единственный выход, чтобы уберечь детей от большого числа контактов.

В разных школах к этому вопросу подошли по-разному.

– У нас большая школа, в ней учатся более тысячи учеников. Если все будет хорошо, и Харьков не будет в “красной” зоне, мы начнем учебу в обычном режиме, но обучение будет смешанным, – говорит Светлана Проценко. – Начальная школа, а это 1-4-е классы, будут ходить каждый день, работать по своему расписанию в своем кабинете. Единственное, что изменится, – мы немного передвинем время прихода в школу и расписание перемен и посещения столовой, чтобы дети не пересекались. В средней и старшей школе для всех детей мы сделаем смешанное обучение: большую часть недели они будут ходить в школу, но 1 или 2 дня будут учиться дистанционно. Например, в понедельник на дистанционном обучении 6-7-е классы, во вторник-среду – 10-11-е классы. Мы это делаем, чтобы “разгрузить” школу, чтобы потоки детей не пересекались.

– Варианты рассматриваем разные – одна или две смены, распределение классов на подгруппы, сокращать время уроков. Также для нас проблема – разведение потоков детей на перемене, чтобы они ходили с дистанцией. Наверное, если школа маленькая, это будет легко, но у нас практически 800 учеников, 31 класс. Получается, что на одном этаже на перемене будет 200 учеников, – прикидывает Александра Демкура.

  Розклад сеансів фільмів кінотеатру «Україна» з 24/09/20 по 30/09/20

– Уроки будут начинаться в разное время. Для 1-5-х класса в 9 утра, для остальных школьников в 8, но 6-11-е классы будут заниматься по 50% класса: неделю будут ходить одни, вторую – другие, но учитель, который ведет урок, должен будет найти возможность, чтобы урок был в онлайн-режиме. Я учитель немецкого языка, я веду урок, но у меня включен ZOOM, в котором вторая половина следит и участвует в уроке. Когда через неделю придет вторая половинка группы, мы продолжим работать по плану, а не будем повторять все заново. Учитель должен будет отфильтровать учебную программу и выбрать самые важные темы, что-то дать на самостоятельную работу. Мы рассматриваем сейчас разные модели, думаем о том, чтобы 10-й и 11-й класс три дня ходили в школу, два – занимались дистанционно. Такие предметы, как музыка, природа, при хорошей погоде должны проводиться на улице, чтобы уменьшить потоки учеников. Дети будут сидеть в одном кабинете, – говорит Иван Лозенко, директор лицея №28 Львовского городского совета.

10 рекомендаций Минздрава школам и как их выполнить

Рекомендация№3: Температурный скриниг для педколлектива и персонала

Измерять температуру детям при входе в школу не нужно, считают в Минздраве, зато взрослым – обязательно.

– У нас два входа, одним из них мы вообще не пользовались. На первом поставим медработника, на втором – кого-то из администрации для измерения температуры учителям, не детям. Во время учебного процесса учитель будет следить за состоянием детей, – рассказывает Иван Лозенко.

Рекомендация№ 4: Увеличить расстояние между партами

В Министерстве здравоохранения хотят, чтобы социальной дистанции придерживались и в классах.

– Если руководствоваться письмом главного санврача, нужно придерживаться дистанции в классах, а это 1,5 м между партами, что для нашей школы проблема. У нас большая наполненность классов – около 25-30 учеников, пока что точных указаний на счет этой нормы нет. Поэтому мы еще не знаем, как будем учиться, – признается Александра Демкура.

– Нам повезло, что здание нашей школы большое и старое, у нас много места, если сравнивать с другими школами, поэтому 1,5 метра дистанции в классах – не проблема, нам в этом легче. По большому счету, нам ничего и расставлять не нужно, у нас и так достаточно свободно, но это особенность старой школы, – говорит Наталья Тепловая.

– Наша школа переполнена, чтобы парты расставить так – это сложно. Хотя, если будет 50% детей из класса на уроке, это, скажем, 15 человек из 30, то вполне возможно. Если что, можно будет посадить в шахматном порядке. Но есть классы и в 38 детей… Возможно, кто-то из родителей захочет перевести своего ребенка на дистанционное обучение, это предусмотрено законодательством, родители имеют право оставить ребенка дома, поэтому, может быть, кто-то и захочет этим правом воспользоваться, – считает Иван Лозенко.

Рекомендация №5: Антисептики на входе в школе и средства гигиены в туалетах

По словам главного санитарного врача Виктора Ляшко, учебному заведению можно выбрать: использовать антисептик или жидкое мыло. Хватит ли средств и денег?

– Средства будут и на входе в школу, и при входе в класс, и в столовой, и в туалетах. На начало учебы все средства есть, а дальше – нужно посмотреть, как часто дети будут пользоваться, ведь наверняка кто-то будет приходить со своими средствами. – объясняет Наталья Тепловая, директор Харьковской образовательной школы №105.

  Зеленский подписал указ о присвоении Кузьме Скрябину звания Героя Украины

– Мы использовали советы и санитарные регламенты, которые разработали в других школах, в частности Киева. Но даже если мы будем исходить из того, что в каждом классе около 30 учеников, класс каждый день находится в одном кабинете, каждый ребенок дезинфицирует руки, то это около пол-литра на один учебный день. Я думаю, что количество необходимых средств скорректируется уже с опытом, когда мы увидим, сколько антисептика дети используют, – говорит Светлана Проценко, директор Харьковской специализированной школы №11.

– Все моющие нам дали в Управлении образования. У нас есть дезинфицирующие средства, антисептики, конечно, мы пока не можем определить, насколько нам их хватит, потому что никогда не работали в этом режиме. У нас есть также мыло, средства для пола, парт, хлорель для мощной дезинфекции, есть 900 масок, очень хорошие бумажные полотенца, туалетная бумага. – говорит Алевтина Багинская.

Рекомендация №6: Питание детей

В Минздраве рекомендуют, чтобы в столовых расставили столы так, чтобы между ними было не менее 1,5 м, и сидели за столом не более 4 учеников.

– У нас очень большая столовая, мы одновременно с учетом всех карантинных норм можем накормить 120 учеников. Мы уже поставили столы, как того требуют рекомендации. Меню мы уже получили. Завтраки для начальной школы будут “сухими” – без первых блюд, упакованы так, что можно раздавать их прямо в классе, хотя этот процесс спокойно можно проводить и в столовой, место хватит, там почти 300 кв. м. Сейчас мы работаем над графиком, чтобы классы развести по времени – говорит Алевтина Багинская.

– Столы в столовой мы уже расставили, посадочных у нас 160 мест, пространство большое, поэтому эта рекомендация не была сложной. Еще у нас уже давно есть график питания, мы составили его, чтобы разгрузить столовую, и сейчас полностью готовы кормить детей. Кроме того, я попросила учителей расспросить родителей, как они планируют – давать еду с собой или покупать в школе, чтобы понимать, какая будет нагрузка, какая потребность, – говорит Александра Демкура.

10 рекомендаций Минздрава школам и как их выполнить

Рекомендация №7: Уроки на свежем воздухе

– Если нам позволит погода, будем проводить уроки на свежем воздухе. У нас есть две площадки, на которых мы могли бы проводить уроки. Мы подготовили лавки, которые обычно используем в холле, актовом зале. Но одновременно всю школу вывести учиться на воздух не сможем – не хватит места, но учебу на свежем воздухе мы практиковали и до карантина, – говорит Светлана Проценко.

– Уроки на свежем воздухе не только в условиях карантина рекомендованы, а также и для НУШ, все это было, но главное, чтобы погода не подводила. Кроме того, проведение таких уроков зависит от темы и предмета. Например, физкультуру, биологию, географию, основы здоровья, рисование можно прекрасно проводить на свежем воздухе, а вот математику или языки вряд ли, – рассказывает Александра Демкура.

Рекомендация №8: Спрашивать у ребенка о самочувствии и организовать помещение-изолятор

– Изолятор для нас проблема. У нас нет такого помещения! – говорит Иван Лозенко. – Медпункт у нас находится возле библиотеки, если нужна будет изоляция, изолировать ребенка мы сможем разве что, если библиотекари выйдут, и мы изолируем в библиотеке. А дальше будем действовать согласно протоколу.

  Клірнику Житомирсько-Овруцької єпархії потрібна допомога

– В нашей школе вопрос с изолятором решился легко. У нас дверь в дверь с медпунктом помещение, которое раньше использовали для дежурства сторожей. Мы его освободили, сейчас обставляем, к 1 сентября изолятор будет, с этим проблем нет, – говорит Александра Демкура.

– Комнату для изолятора мы выделили, это не медкабинет, ведь медкабинет в школе может быть загружен и по другим случаям, например, ушибы, кровь пошла или просто голова болит, – комментирует Светлана Проценко.

Рекомендация №9: Проветривание и дезинфекция

По словам главного санитарного врача, после каждого урока нужно будет проветривать кабинет.

– Проветривание классов согласно санитарных норм и так должно проводиться, здесь нет никакого ноу-хау, разве что не так часто. Если я не ошибаюсь, нужно было проветривать раз в два урока, в то время как сейчас – после каждого. Конечно, это дополнительная нагрузка на техперсонал, поскольку они должны заниматься проветриванием, дезинфицировать все поверхности после начала учебного дня. Если будем учиться в две смены, представьте, какая нагрузка, – говорит Александра Демкура.

Рекомендация №10: Массовые мероприятия нужно ограничить

– 1 сентября массовые мероприятия запрещены, но у нас огромный стадион, а дети хотят праздника, родители хотят. Если вынести стулья, украсить их воздушными шарами, подготовить программу – почему бы не провести праздник? Это будет праздничный урок, который запомнят все. Если сохранять дистанцию, здравый смысл – это реально, – говорит Иван Лозенко.

– Праздника как такового не будет, но будут локации на улице, к которым будут подходить 1-е и 11-е классы, будем их поздравлять, а для остальных поздравление будет в классном формате, для каждого класса свое, – рассказывает Наталья Тепловая.

– Мы уже придумали и режим, и программу к 1 сентябрю, и сошлись на том, что праздник будет, но формат будет классным, а не общешкольным. У нас есть свой Youtube-канал, есть свой радиоузел, мы будем снимать поздравительные ролики, будем их транслировать. Я для себя решила, что все 35 классов для меня в приоритете, в каждый класс я приду, чтобы поздравить детей. У нас есть еще сюрприз, но он будет связан с дистанционным поздравлением, – делится планами Светлана Проценко. – Для детей из 1-х и 11-х классов мы проведем поздравление на улице, но это будет исключительно по классам. У нас уже есть график, на какое время придет 1-А с родителями, на какое – 1-Б и так далее. Мы не будем нарушать нормы, все учтем. Первый урок в новом учебном году мы решили провести о сохранении физического и психологического здоровья.

ВОПРОС РЕБРОМ

Нужны ли в этом году медосмотры ученикам?

Как объяснил главный санитарный врач Виктор Ляшко, медосмотры нужны всем, но делать их можно в разное время.

– Первоклассники должны пройти медосмотры, поскольку это базовый срез состояния здоровья перед началом учебы. Если регион находится сейчас в “оранжевой” или “красной” зоне, можно сдвинуть осмотр на месяц-полтора, когда ситуация станет стабильной. Если говорить о медосмотрах более старших детей, то мы неоднократно говорили, что нет нормативных актов, когда проводить медосмотр. Он должен проводится один раз в год. Мы рекомендуем родителям организовать медосмотры ближе к дню рождения ребенка. Это позволит уменьшить очереди и увеличить качество осмотра, – отметил Ляшко.